Новости
авторынок

Когда в России появятся беспилотные автомобили?

Первые беспилотные машины на российских дорогах появятся уже в марте 2019 года, эксперимент пройдет в Москве и Татарстане. Речь идет о "высокоавтоматизированных автомобилях", в салоне которых находится страхующий водитель, не вмешивающийся в управление.

Постановление правительства о пилотном проекте, который продлится три года, опубликовано для общественного обсуждения. Доступ к нему получат только компании с уставным капиталом в 100 млн руб., причем каждую участвующую в эксперименте машину надо будет застраховать на 10 млн руб. Эксперты документ раскритиковали: постановление готовится в интересах "Яндекса" и ряда других крупных компаний, небольшие российские стартапы в пилоте участвовать не смогут. Минпромторг разместил на regulation.gov.ru проект постановления правительства РФ "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года на территории Москвы и Татарстана. По улицам (их список не указывается) будут ездить автомобили с системами, не требующими "физического воздействия со стороны водителя". Российские власти, напомним, уже несколько лет обсуждают возможность допуска полностью автономных авто на дороги. За рубежом уже активно тестируют подобные транспортные средства. Экспериментальный беспилотник на базе Toyota Prius есть у "Яндекса", беспилотные электробусы "Шатл" и "Матрешка" — у КамАЗа/НАМИ и Volgabus соответственно. Проект беспилотной "Газели" недавно анонсировал и ГАЗ. С 2014 года по поручению президента Владимира Путина правительство реализовывает национальную технологическую инициативу (НТИ) "Автонет" — государственный план до 2035 года по развитию технологий беспилотных авто и электромобилей. Финансирование НТИ до 2020 года превышает 50 млрд руб., из них 28,5 млрд руб. — из госбюджета. Проект постановления подготовлен в рамках реализации дорожной карты "Автонета". В документе подробно расписана процедура допуска беспилотных авто на дороги. Компания—владелец машины для начала должна иметь уставный капитал не менее 100 млн руб. Сама машина будет оснащена системами для "непрерывной видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки", а также кнопкой для "активации и деактивации автоматизированной системы вождения", которую водитель сможет нажать, не отстегивая ремней безопасности. Для участия в эксперименте подается заявка в государственный научный центр ФГУП НАМИ с перечнем беспилотных автомобилей (не более 200 в одном регионе) и списком страхующих водителей (стаж не менее трех лет, без лишения прав). НАМИ, проведя испытания, выдаст свидетельство о соответствии авто требованиям безопасности. Затем машину надо будет зарегистрировать в ГИБДД с отметкой о том, что в конструкцию внесены изменения для проведения "правового эксперимента". С этого момента машина имеет право выезжать на улицу, водителю необходим путевой лист с маршрутом следования беспилотника. Все параметры движения должны записываться и передаваться в НАМИ и МВД. Интерес представляют нормы, описывающие возможное ДТП с участием беспилотника. Еще до подачи заявки в НАМИ владелец машины должен застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн руб. либо разместить эту сумму на депозите нотариуса или на эскроу-счете в банке, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии. Собственник понесет "полную ответственность за ДТП, происшедшие с участием принадлежащего ему транспортного средства при проведении эксперимента". В пресс-службе "Яндекса" документ поддержали, уточнив, что разработка ведется рабочей группой НТИ "Автонет" по поручению вице-премьера Максима Акимова. "Мы считаем его важным для развития сферы беспилотного транспорта в России, потому что особенности искусственного интеллекта требуют обучения в реальной дорожной обстановке,— заявили в компании.— Мы уверены, что итоговая редакция постановления будет предусматривать все необходимые меры безопасности для участников дорожного движения при тестировании беспилотных автомобилей". В пресс-службе "КамАЗа" "Ъ" подтвердили, что "заинтересованы в документе". Президент компании Cognitive Technologies (разработчик технологии для беспилотного вождения) Ольга Ускова назвала проект "скандальным". "Он явно готовился в интересах нескольких крупных компаний, включая "Яндекс",— считает она.— Допуск к эксперименту основан на финансовых, а не технологических возможностях компании. В России есть несколько десятков небольших стартапов, работающих в области автономных технологий, но уставный капитал в 100 млн руб. доступен мало кому. Если постановление примут в таком виде, российский рынок для этих стартапов будет закрыт, они вынуждены будут уехать за границу, Россия потеряет отличных специалистов". Госпожа Ускова заметила, что каждое транспортное средство, в зависимости от принадлежности к тому или иному типу автономной системы (всего их шесть, согласно классификации Society of Automotive Engineers, SAE), испытывается на полигонах по специальным методикам, прежде чем выйдет на улицы. "Никто уже не выпускает беспилотники без верификации, но в документе Минпромторга об этом ни слова",— отметила она. Выбор испытательных зон она назвала "очень странным". "С 2019 года за рубежом начнутся испытания беспилотных технологий, позволяющих водителю не участвовать в управлении машиной на хайвеях,— говорит она.— Где в Москве хайвеи для проведения таких испытаний? И каковы будут критерии их успешности, кто это будет оценивать?" Эксперимент готовился специально под "Яндекс", подтверждает "Ъ" источник, знакомый с ситуацией: в пилотном проекте можно использовать только присутствующую на рынке модель, оборудованную датчиками и камерами: "Яндекс" с его Prius по данному критерию проходит, "Шатл" НАМИ — уже нет. В пресс-службе "Автонета" "Ъ" на критику заявили, что проект постановления готовился для "всех разработчиков высокоавтоматизированных транспортных средств". Интересно, что "Яндекс" уже проводил испытания на дорогах общего пользования: в начале 2018 года машина курсировала по улицам Москвы, причем на выложенном в официальном аккаунте "Яндекса" видео видно, что водитель находится на водительском месте, но к рулю не притрагивается. Позже машина проехала 800 км от Москвы до Казани по трассе М7. Однако в апреле 2018 года в интервью "Ъ" начальник ГИБДД Михаил Черников заявил, что ведомство не разрешало проводить испытания в Москве. В начале сентября "Яндекс" организовал несколько встреч с руководством ГИБДД России, где показывал работу беспилотной машины. В октябре машина также демонстрировалась начальникам региональных управлений ГИБДД в Сочи. По итогам Михаил Черников заявил: полностью беспилотных автомобилей на дорогах в ближайшее время не появится, нужны отдельные требования к водителям, которые находятся в салоне для страховки. Адвокат движения автомобилистов "Свобода выбора" Сергей Радько считает, что в случае ДТП с беспилотным автомобилем вопрос об ответственности будет решаться "на общих основаниях". "Сложности могут возникнуть в случаях отказа электроники либо ее некорректной работы в нестандартных условиях,— считает он.— Например, в аварийной ситуации, при возникновении неожиданных препятствий на пути". Теоретически за ДТП можно привлечь и водителя, считает юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева, но для этого все обстоятельства аварии должны быть установлены в ходе расследования. В перспективе, считает она, при причинении вреда беспилотным авто ответственность за ДТП наступит только финансовая, причем независимо от тяжести последствий. "Нормы уголовного кодекса в действующей редакции в этом случае не применимы. Разработчика технологии в теории тоже можно наказать, если выяснится, что в софте автоматизированной машины есть системная ошибка, приводящая к некорректному поведению авто на дороге,— говорит она.— Это можно будет расценить как халатность".


6 ноября 18, 09:59
   
Загрузка...


Автор комментария*    
Если вы зарегистрированы,
но забыли авторизоваться,
можете ввести свое имя и
пароль
  Ваш логин 
  Пароль 
Заголовок

Текст
Надпись на картинке*Капча
..


 

УАЗ "Патриот" получит "автомат"
21 ноября 18, 13:33

Зачем нужен термостат?
15 ноября 18, 10:45

Грузовикам разрешили не менять резину
12 ноября 18, 10:22

В России разрабатывается новая система техосмотра автомобилей
9 ноября 18, 11:20

LADA Vesta - бестселлер!
8 ноября 18, 10:24


Как точно пройти техосмотр в Екатеринбурге?
27 февраля 17, 09:37

Мы знаем, где вам хранить шины!
30 мая 16, 21:24

Правильно выбираем компанию для рефрижераторных перевозок
30 мая 16, 21:11

Как осуществляется ремонт АКПП Land Rover Discovery?
29 марта 16, 23:45

Запчасти для грузовиков: совмещаем покупку с ремонтом
29 марта 16, 23:42

Видео 

Влево
Автоэлита от 09.02.2016
Автоэлита от 09.02.2016
Тест драйвhttps://youtu.be/NWUbpLms790?list=PL56C7124A8D2A88B9
Автоэлита 02.03.2015
Автоэлита 02.03.2015
Тест-драйв "Тигра"
Автоэлита 23.02.2015
Автоэлита 23.02.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser 70
Автоэлита 16.02.2015
Автоэлита 16.02.2015
Тест-драйв Mitsubishi L200
Автоэлита 09.02.2015
Автоэлита 09.02.2015
Тест-драйв Range Rover Sport
Автоэлита 02.02.2015
Автоэлита 02.02.2015
Тест-драйв Mercedes-Benz GLK 2012 года
Автоэлита 26.01.2015
Автоэлита 26.01.2015
Тест-драйв BMW X6
Автоэлита 19.01.2015
Автоэлита 19.01.2015
Тест-драйв Ford EcoSport
Автоэлита 12.01.2015
Автоэлита 12.01.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado
Автоэлита 05.01.2015
Автоэлита 05.01.2015
Тест-драйв Nissan Sentra
Вправо

Фотобанк 

Влево
 Renault Logan
Renault Logan
Тест-драйв нового Renault Logan в журнале "АВТОЭЛИТА"
G-Drive Show в Екатеринбурге
G-Drive Show в Екатеринбурге
20 июля в Екатеринбурге состоялось G-Drive Show, организованное сетью АЗС «Газпромнефть» при поддержке Правительства области и Администрации города. Праздник собрал несколько десятков тысяч зрителей.
Top Gear Live Russia 2014
Top Gear Live Russia 2014
Премиальным топливом G-Drive «Газпром нефти» второй год подряд были заправлены все автомобили, участвующие в крупнейшем в мире автомобильном шоу Top Gear Live Джереми Кларксона и Ричарда Хаммонда
Nissan Teana 2013
Nissan Teana 2013
Тест-драйв Nissan Teana с атмосферным двигателем в журнале "АВТОЭЛИТА"
KIA Optima и Юлия Михалкова
KIA Optima и Юлия Михалкова
Соблазнительная, притягательная, прекрасная, обворожительная...И все это можно сказать про обеих участниц нашего звездного тест-драйва
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
15 февраля в автоцентре Автобан-Запад-Плюс прошел День открытых дверей, посвященный Зимним Играм в Сочи 2014.
Даниил Квят
Даниил Квят
Пилот команды Formula-1 Toro Rosso, чемпион GP3, Даниил Квят
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
22 ноября состоялась презентация легендарного Volkswagen Beetle в автоцентре Автобан-Запад-Плюс
Вправо

 
© 2010 -2018 "Автоэлита"
Редакция приветствует перепечатку материалов,
при условии размещения гиперссылки на ae96.ru

Rambler's Top100