Life&Style
как это делается

Средство продвижения для средства передвижения: как рекламировали автомобили в России и СССР

Исконно крестьянская страна, царская Россия не мыслила другого средства передвижения, кроме лошади. Когда первые автомобили появились на территории Российской империи, то никому из русских предпринимателей даже в голову не приходило, что торговать ими можно точно так же, как и любым другим товаром зарубежного производства.  Это был предмет роскоши, да какой!

   

Например, неквалифицированные рабочие получали в 1913 году от 8 до 15 рублей в месяц, квалифицированные могли получать 80, зарплата служащих составляла в среднем 20 рублей.  А самый дешевый автомобиль в ту пору стоил не меньше 2 000 рублей.

Если судить по мемуарам русских автомобилистов, то первой фирмой, догадавшейся централизованно реализовывать свою продукцию у нас в стране, была французская "Клеман-Гладиатор-Фебус", открывшая в первой половине 1898 года в Петербурге, на Михайловской улице свое представительство, а при нем магазин. Директором русского отделения стал Луи Мази - страстный любитель автомобилей и незаурядный гонщик. Поначалу торговали не автомобилями, а трициклами, и лишь впоследствии фирма выписала в столицу империи несколько машин "Панар-Левассор" и "Морс". Когда разошлась первая партия (покупали их тогда больше для статуса), стало ясно, что игра стоит свеч, и за "Клеман-Гладиатор-Фебус" потянулись другие компании. Вот и получилось, что французы по праву "первой оккупации" захватили отечественный рынок. 

      

Уже в 1901 году таможенные органы России ввели в своих статистических отчетах графу о количестве ввезенных в страну самодвигателей – то есть автомобилей, что означало наличие регулярно увеличивающегося ввоза. И не беда, что в тот год привезли только 44 автомобиля.  Через их стало уже 120.

Торговля автомобилями обычно осуществлялась таким образом:  регулярно печатались каталоги, которые рассылались всем заинтересованным лицам. Автомобили можно было купить как за наличные, так и в рассрочку, что делало технику более доступной для широкого круга клиентов. Правда, при рассрочке платить приходилось больше, зато процесс растягивался на несколько месяцев. Если же товар покупался за наличные, то достаточно было по почте выслать заказ, где указывались тип машины и мощность мотора, приплюсовав к этому задаток в одну треть от цены заказанного автомобиля. Остальная сумма выплачивалась при его получении. Если покупатель по каким-либо причинам в течение месяца не выкупал свой самоход, то фирма могла отозвать заказ, не возвращая задатка.

Как видим, торговля автомобилями в начале прошлого века была хорошо организованной и достаточно прибыльной. Часто, начав с посреднической торговли самодвигателями, русские предприниматели приходили к решению открыть собственное производство. Именно такой путь прошли Иван Петрович Пузырев в Санкт-Петербурге, Петр Петрович Ильин в Москве, владельцы фирмы "Иван Брейтигам" и другие, для которых дилерство стало лишь первым шагом на пути к созданию своего предприятия.  Одним словом, приобрести машину в дореволюционной России было достаточно просто.

Царская Россия импортировала машины из пяти стран: Франции, Англии, Германии, Италии и США. Французы и итальянцы пошли дальше всех и стали налаживать сборку своих машин прямо в России. Крупных автозаводов в нашей стране было всего два — Руссо-Балт в Риге и завод Пузырева (РАЗИП) в Петербурге (кроме них автомобили выпускал еще и самолетостроительный завод DUX в Москве). Строительство еще шести крупных заводов было начато в 1916 году — в самый разгар мировой войны. Сумасшедшие. Думаем, вам не нужно напоминать, чем все это закончилось.

      

Реклама автомобилей тех времен заметно отличалась от той, к которой мы привыкли. Из-за того, что большинство населения страны просто не знало, зачем нужны машины, реклама превращалась в агитационный плакат, на котором расписывались преимущества автомобиля. Некоторые рекламные листы могут дать фору автомобильным журналам по количеству информации о рекламируемом товаре. Из-за дороговизны и малой распространенности фотографии, на многих рекламах машины изображались  в виде рисунков, что позволяло доморощенным художникам вольно относиться к экстерьеру транспортного средства  - на некоторых рекламах одного и того же автомобиля разительным образом могли различаться фары или колеса.

      

Кстати,  недешевые средства передвижения рекламировались даже во время Первой мировой войны. Например, было очень забавное объявление "Открыта запись для очередной доставки  автомобилей "Ролльс-Ройс после войны ". Но после войны на Роллс-Ройсе ездил уже Ленин.

Реклама автомобилей в СССР: машина с открытки

Будем честны – в рекламе отечественные автомобили в то время не нуждались. Во-первых, слово "реклама" слишком отдавало капитализмом, а во-вторых, граждане 1/6 части суши и так знали, какие замечательные преимущества дает машина в жизни, только вот купить ее не могли. И дело даже не в деньгах, а в доступности. На машину стояли в очереди столько же, сколько сейчас принято выплачивать ипотеку.

Почему машин не хватало? По многим причинам, одной из которых является повальное желание властей страны посадить на отечественные "Лады" и "Волги" весь мир. Если весь мир не получится – то партнеров по идеологии и политическому строю.  Для этого снижались цены и создавалась броская реклама. Богатым ныне KIAи Hyundai выход на международные рынки еще и не снился, а Lada уже считалась глобальным брендом, она колесила по территории союзных республик, дорогам Европы и ухабам далекой дружественной Кубы. Первые модели были отправлены на экспорт в 1971 году. Пионерами, открывшими советский бренд, стали Бельгия, Голландия, Финляндия и Югославия. А уже в 70-е и 80-е Lada обрела новых хозяев в 100 странах! Ну как здесь было обойтись без действенной на то время рекламы советских автомобилей.


 

С глянцевых проспектов и выставочных стендов Лейпцига, Брно и Загреба на потенциальных покупателей взирали лучезарные симпатичные лица. Стильную даму с собачкой сменял с иголочки одетый денди, а влюбленная молодая парочка прямо таки раздевала друг друга глазами. Но и опытного ловеласа-пикапера, и барышню-секси или достопочтенную семейную пару с детишками неизменно объединяла одна и та же деталь - новенький блестящий автомобиль. Помимо "Жигулей", продвигались "Москвичи" и даже "Запорожцы" (эту модель презентовали как маленькую женскую машинку). Особое место отводилось респектабельной "Волге" с просторным роскошным салоном. Продажи росли. По свидетельству покупателей советского автопрома, привлекала их не только реклама, но и крайне доступные цены. Еще бы – власти страны готовы были практически бесплатно отдавать машины зарубежным покупателям, видя в этом не экономическую, а политическую задачу.


 

В те времена реклама советских автомобилей состояла исключительно из фотографий. Кстати, сегодня специалисты так и не пришли к единому мнению, что же эффективнее – рисунок, или выхваченный из "реальности" кадр объектива. Но, опираясь на опыт прошлых лет, многие акулы рекламного бизнеса утверждают, что фотография не только дешевле, но и намного убедительнее.  И все же иностранцы были не настолько глупы, чтобы слепо доверять даже самому привлекательному и реалистичному кадру. Их прагматичные умы больше привлекало пресловутое соотношение цена-качество. Именно это свойство было главным козырем советского автопрома. Естественно, о нем практически всегда упоминалось в текстах проспектов и заголовках плакатов.


Но и в СССР реклама автомобилей помогала государству.  Она внушала: стань обладателем этой прекрасной машины, и мир заиграет новыми красками. Ты сможешь легко обаять самых красивых женщин, отдыхать в живописных местах, наконец, завести настоящих друзей из числа охотников или рыбаков. И эта фишка – работала, заставляя мечтать об автомобиле как о манне небесной. Естественно, для этого нужно было копить, откладывая деньги на сберкнижку, что позволяло государству аккумулировать большие средства для решения собственных нужд.  Например, строительства новых автомобильных заводов или финансирования скидок для продажи машин за рубеж.

Сегодня с рекламных фотографий тех лет на нас смотрят диковинные люди, красивые пейзажи, интересные костюмы и все те же автомобили, которые можно встретить на дорогах городов и сегодня. 

   

   


1 июля 14, 13:18
   
Загрузка...


Автор комментария*    
Если вы зарегистрированы,
но забыли авторизоваться,
можете ввести свое имя и
пароль
  Ваш логин 
  Пароль 
Заголовок

Текст
Надпись на картинке*Капча

Поддержка проекта






..
Ремонт кондиционеров в Москве срочно, обслуживание buro-remontov.ru . Кубань последние новости тренер леонид кучук второй раз возглавил кубань.

 

Классическим автомобилям в Великобритании осталось немного
26 июля 17, 10:24

Налог на дорогие автомобили будет пересмотрен?
26 июля 17, 10:17

Как изменились цены на автомобили в России?
25 июля 17, 10:49

Автомобильные номера предлагают выдавать при покупке
24 июля 17, 10:38

Автомобильный рынок в России начал оживать?
21 июля 17, 09:54


Как точно пройти техосмотр в Екатеринбурге?
27 февраля 17, 09:37

Мы знаем, где вам хранить шины!
30 мая 16, 21:24

Правильно выбираем компанию для рефрижераторных перевозок
30 мая 16, 21:11

Как осуществляется ремонт АКПП Land Rover Discovery?
29 марта 16, 23:45

Запчасти для грузовиков: совмещаем покупку с ремонтом
29 марта 16, 23:42

Видео 

Влево
Автоэлита от 09.02.2016
Автоэлита от 09.02.2016
Тест драйвhttps://youtu.be/NWUbpLms790?list=PL56C7124A8D2A88B9
Автоэлита 02.03.2015
Автоэлита 02.03.2015
Тест-драйв "Тигра"
Автоэлита 23.02.2015
Автоэлита 23.02.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser 70
Автоэлита 16.02.2015
Автоэлита 16.02.2015
Тест-драйв Mitsubishi L200
Автоэлита 09.02.2015
Автоэлита 09.02.2015
Тест-драйв Range Rover Sport
Автоэлита 02.02.2015
Автоэлита 02.02.2015
Тест-драйв Mercedes-Benz GLK 2012 года
Автоэлита 26.01.2015
Автоэлита 26.01.2015
Тест-драйв BMW X6
Автоэлита 19.01.2015
Автоэлита 19.01.2015
Тест-драйв Ford EcoSport
Автоэлита 12.01.2015
Автоэлита 12.01.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado
Автоэлита 05.01.2015
Автоэлита 05.01.2015
Тест-драйв Nissan Sentra
Вправо

Фотобанк 

Влево
 Renault Logan
Renault Logan
Тест-драйв нового Renault Logan в журнале "АВТОЭЛИТА"
G-Drive Show в Екатеринбурге
G-Drive Show в Екатеринбурге
20 июля в Екатеринбурге состоялось G-Drive Show, организованное сетью АЗС «Газпромнефть» при поддержке Правительства области и Администрации города. Праздник собрал несколько десятков тысяч зрителей.
Top Gear Live Russia 2014
Top Gear Live Russia 2014
Премиальным топливом G-Drive «Газпром нефти» второй год подряд были заправлены все автомобили, участвующие в крупнейшем в мире автомобильном шоу Top Gear Live Джереми Кларксона и Ричарда Хаммонда
Nissan Teana 2013
Nissan Teana 2013
Тест-драйв Nissan Teana с атмосферным двигателем в журнале "АВТОЭЛИТА"
KIA Optima и Юлия Михалкова
KIA Optima и Юлия Михалкова
Соблазнительная, притягательная, прекрасная, обворожительная...И все это можно сказать про обеих участниц нашего звездного тест-драйва
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
15 февраля в автоцентре Автобан-Запад-Плюс прошел День открытых дверей, посвященный Зимним Играм в Сочи 2014.
Даниил Квят
Даниил Квят
Пилот команды Formula-1 Toro Rosso, чемпион GP3, Даниил Квят
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
22 ноября состоялась презентация легендарного Volkswagen Beetle в автоцентре Автобан-Запад-Плюс
Вправо

 
© 2010 -2017 "Автоэлита"
Редакция приветствует перепечатку материалов,
при условии размещения гиперссылки на ae96.ru

Rambler's Top100