Life&Style
vip колеса

ГАЗ-21 «Волга»: символ 1/6 части суши

Советский автопром хоть и не блистал россыпью моделей, кое-чем мог удивить и видавших виды европейцев и американцев.  К примеру, "Победа", которая выпускалась с 1946 по 1958 годы, и в то время считалась весьма современной как с точки зрения дизайна, так и в плане конструкции. Или же ВАЗ-2121 "Нива", ставшая первооткрывателем советских компактных и комфортабельных внедорожников.  Жаль, в СССР не сделали автомобиль по мотивам знаменитого полета Юрия Гагарина, который мог бы быть назван в честь первого в мире космонавта.

Конструкция самой первой Волги

Но даже среди небольшого количества запоминающихся автомобилей страны Советов, ярко выделяется ГАЗ-21 "Волга". Для советских граждан, воспитанных на кинофильмах "Берегись автомобиля", "Бриллиантовая рука" и "3+2", номенклатурный автомобиль был синонимом мечты. Успех "двадцать первой" среди автолюбителей был так высок, что даже подержанные машины с легкостью можно было обменять на следующую модель ГАЗа.

Дитя интернационала

А рождение легенды началось еще в 1948-м, когда в НАМИ (Научный автомоторный институт) под руководством легендарного автомобильного дизайнера Юрия Долматовского родился проект рестайлинга "Победы". На ГАЗе тоже не спали, строя большой седан с популярными в тот время формами. Андрей Александрович Липгарт, глава газовского конструкторского бюро, видел новую машину исключительно с АКПП, с более просторным, чем у "Победы" салоном, которая быстро и уверенно едет по дороге, не стесняясь, иногда, выйти на бездорожье. Кажется, на взгляды талантливого инженера повлияла поездка в США еще в 30е годы, где он стажировался на заводе Генри Форда в Детройте. С тех пор в голое Липгарта прочно засела мысль сделать роскошный автомобиль, что шло в разрез с бытовавшими тогда в Европе мыслями о всеобщей автомобилизации с помощью дешевых, но неказистых автомобилей.  В 1951 году его по доносу отправили на УралЗИС, но, тем не менее, проблема замены "Победы" назрела настолько, что ее решению не помешало отсутствие на заводе идейного вдохновителя. 

   

предсерийные модели автомобиля

Команда, создававшая перспективную модель в 1953 году, была интернациональной. Ведущий конструктор Александр Невзоров, дизайнер Лев Еремеев, верхнеклапанный двигатель разрабатывал американец Гарри Эварт, а параллельным экстерьерным проектом занимался англичанин Джон Вильямс.  Вариант Вильямса с ярко выраженными "ракетными" килями отклонили по технологическим причинам. В итоге победила работа Еремеева, своими формами явно стремившаяся к заокеанскому Ford Mainline. Этот автомобиль значился среди закупок Горьковского автомобильного завода в 1954 году. Инженеры ГАЗа объясняли это банальным изучением автоматической коробки передач, хотя сложно не заметить внешних сходств этих двух автомобилей. Правда, справедливости ради отметим, что подобным образом тогда выглядели куча машин в США.

Было сложно – плановая система торопила, а на заводе никак не могли придумать, какое двигатель ставить на машину. Выполняя принятые перед партией обязательства, первую партию выпустили в октябре 1956-го, но еще до июня следующего года машина сходила с конвейера, оборудованная форсированным до 65 л.с. двигателем от "Победы". Часть из тех "опытных" "двадцать первых" шла со старыми мостами, ужасно шумными, другая — с урезанными балками от ЗиМа, среди которых 50% было откровенным браком. Качество машин, делавшихся в спешке, было очень низким.

Но советская система "выполнения и перевыполнения" сыграла в истории "Волги" не только негативную роль. Двумя модернизациями (в 1959-м и 1962-м), которые вместе с образцом 1957 года называются в народе "тремя сериями", машина обязана именно "госплану" — надо было постоянно отчитываться за "усовершенствования и освоения". Версии отличаются главным образом по "иконостасу" — облицовке передка.  Народ дал "Волге" разных модификаций соответствующие названия, очень метко определил характер дизайнерских нюансов — "Звезда", "Акулья пасть" и "Китовый ус". Интересна история появления первой. По официальной информации, Георгию Жукову, принимавшему один из первых опытных экземпляров в 1955 году, не понравилась решетка радиатора, и дизайнеры спешно ее переделали, в угоду маршалу добавив звезду. Но бытует и другое мнение. Дескать, второй принимающий — Николай Булганин — заметил: "А что это у нас "Волга" беспартийная"? Таким образом, вынудив стилистов добавить основной советский символ.

Год

Модель

Цена

Средняя зарплата в СССР (рублей в месяц)

Количество зарплат для покупки

1961

21И

5100

81,3

63

1962

21Л

5500

84,2

65

1963

21У

5880

85,4

69

1964

21Р

5487

87,6

63

1965

21УС

5867

93,9

62

1966

21С

6455

96,7

67

 

Кстати, легендарный олень исчез с капота машины с 1962 года. Тому было три причины. Во-первых, "рогатый" пользовался стойкой популярностью у коллекционеров геральдики и просто хулиганов, что приводило к повреждениям лакокрасочного покрытия и даже железа. Во-вторых, он становился смертельным орудием при наездах на пешеходов. И, в-третьих, на скорости в районе ста рога так формировали воздушный поток, что на лобовое стекло активно летела грязь и пыль. Говорили — "олень обделался".  Но владельцы ГАЗ-21 все равно сажали оленей на капоты своих автомобилей. Они покупали их в магазинах автозапчастей, куда их поставляли народные умельцы, целыми артелями точившие фигурки зверя.

   

Президенту России, Владимиру Путину принадлежит ГАЗ-21 (М-21) "второй серии" (по внешним признакам) цвета "слоновой кости", заново построенная на современных агрегатах. В качестве донора агрегатов называется, в частности, марка Bentley. Несмотря на многократно повторённую информацию о том, что она была выпущена в 1956 году, этот факт не может соответствовать действительности — по сути опытные, машины этого года до нашего времени не дошли. По данным базы ГИБДД по Москве и области, на Путина Владимира Владимировича зарегистрированы две "Волги" — М-21 1960 и ГАЗ-21Р 1965 года

Частью испытаний автомобиля был пробег "Москва  - Крым" и обратно. Журнал "Огонек" в июле писал: "В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза "Путь к коммунизму", в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. "Волга" должна пройти там, где проходила "Победа", и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости".

К сожалению, уже на первой серии модернизации закончились эксперименты с АКПП. Дело в том, что обслуживать машины с "автоматом" можно было только на центральном заводе ГАЗа, а вот в глубинке мастеров для этого не было.   Это скоро поняли, и все 700 экземпляров с автоматической трансмиссией "сконцентрировали" в Москве и Ленинграде, продавали (и дарили) их преимущественно известным людям. Большинство машин потом сменило "автомат" на механику". Хотя по спецзаказу машины с "автоматом" выпускались вплоть до 1962 года. Другое "новшество", не прижившееся на автомобилях – централизованная система смазки. При нажатии на специальную педаль жидкое масло поступало из бачка по маслопроводам к 19-ти точкам смазки передней подвески и в шарниры рулевых тяг. В сельской местности при движении по колее маслопроводы деформировались и часто обрывались. А в городах, на стоянках, "Волги" оставляли в подарок коммунальщикам масляные лужицы - неизбежные последствия прокачки ЦСС. От использования системы отказались в 1959 году в пользу традиционных резиновых втулок и пресс-масленок. 

Салон "Волги" с АКПП

"ГАЗовая" атака

За все время выпуска в конструкцию ГАЗ-21 вносили десятки изменений. А сколько было модификаций! Отличия между ними порой сводились к нюансам, но ведь они были! Например, на "Волгах"-такси не устанавливались антенны, прикуриватели и фигурки оленя, не откидывалась спинка переднего сиденья, зато присутствовал зеленый огонек (не говоря уж о таксометре), на долгие советские годы ставший олицетворением возможности быстро и "задорого" добраться куда надо. Позже цельный диван спереди поменяли на раздельные кресла, правое из которых могло складываться, образуя площадку для ручной клади. Машины, поставлявшиеся в республики Средней Азии и на советский юг, отличались вентилятором с шестью лопастями вместо четырех, удаленной печкой и жалюзи радиатора, а также яркими "солнцезащитными" окрасками. В некоторых вариантах отсутствовал термостат. В общем, настоящая дружба народов.

Юрий Гагарин после первого полета в космос в 1961 году получил в качестве награды автомобиль "Волга" ГАЗ-21 специальной сборки. Машина была черного цвета с нештатным голубым салоном (и металл, и обивка) и полным комплектом люксового хрома. Год выпуска — 1960 (II серия). Регистрационный знак 78-78 МОД. Любопытно, что водительского удостоверения до этого у Гагарина не было: впоследствии он получил его на общих основаниях, пройдя обучение и сдав экзамены в секции ДОСААФ. Позднее Юрием Алексеевичем была приобретена более поздняя "Волга" III серии (очевидно, 21УС), также чёрная, но уже со штатным серым салоном.

   

Знаменитая "Волга" Юрия Гагарина

Зато как менялся автомобиль, когда его готовил к продаже за границу! Впервые машину засветили в варианте "Звезда". Эта звезда на решетке радиатора как раз и не понравилась. Слишком сильно ее ассоциировали с враждебным советским режимом. Поэтому спешно была подготовлена версия с "акульей пастью". Она получила лучшие материалы отделки и подоконный хромированный молдинг. Мощность двигателя за счет увеличенной степени сжатия довели до 80 л. с. И сразу успех - в 1959 году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при". Учитывая, что подобные выставки собирали весь цвет мировой индустрии, а конкурса "Автомобиль года" еще не выдумали, то лучшими автомобилями 1958-го года, по крайней мере в Европе, можно считать "ГАЗ-21" и "ГАЗ-13". В Бельгии "Волгу" окрестили "танком на колесах". В Финляндии и Норвегии - "танком во фраке". В Англии, где было продано 15 автомобилей (модификация с правым рулем "21П"), о "Волге" говорили как о "рабочей лошади".

Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая. Особенно довольны были "Волгой" греческие таксисты. О "Волге" очень лестно отзывались западные автомобильные журналы. "Общее качество исполнения на уровне лучших мировых аналогов. В "Волге" вы не найдете следов некачественной сборки или плохих отделочных материалов" - такое мнение о советском автомобиле высказывает Autocar.

   
Реклама автомобиля за рубежом

О некоторых вариантах автомобиля хотелось бы поговорить подробнее. Во-первых, "двадцать первая" выпускалась в кузове универсал ГАЗ-22. Появился он только как "китовый ус", то есть в 1962 году. Интересно, что при всей практичности и важности такой машины для простых советских граждан, которые могли бы возить на нем продукты с деревни и стройматериалы на свои приусадебные участки, модель не продавалась.  Лишь за редким исключением ее разрешали приобретать известным людям и дарили. Например, обладателем машины был Юрий Никулин, сумевший убедить правительство в том, что ему нужен более объемный кузов для перевозки циркового реквизита. Существовало несколько модификаций "двадцать второй". Помимо южного варианта, экспортного и такси, госслужбы получали скорую помощь и пожарную карету. Специально для Леонида Ильича было подготовлено пять полноприводных машин, которыми он, надо полагать, с удовольствием пользовался на охоте.

Другая идея, которая также могла добавить автомобилю популярности во всем мире – дизельный двигатель. Инициатором дизелизации "Волги" стал бельгийский импортер — фирма Scaldia. На производственные мощности бельгийцам шли автомобили без двигателя, а уже "за бугром" в разное время их оборудовали аж тремя дизелями: 1,6-литровый 48-сильный Perkins, 2,3-литровый земляк Rover мощностью 62 силы и Peugeot объемом 1,9 литра в 58 "лошадей".  Правда, было выпущено всего 167 подобных автомобиля.

Был и еще один вариант исполнения легендарного автомобиля, который удивит вас не меньше - ГАЗ-23. Автомобиль был предназначен только для КГБ. Внешне он ничем не отличается от обычной "Волги". Все самое интересное скрывалось под капотом: V-образная "восьмерка" с "Чайки" объемом 5,5 литра и мощностью 195 лошадиных сил. При таком движке "Волга" разгонялась до 100 км в час за 16 секунд, а максимальная скорость составляла 160 км в час. Но за все нужно было платить даже спецслужбам – чтобы остановить такую махину (двигатель был куда тяжелее родного при прежних тормозах) нужно было очень сильно давить на педаль тормоза. За все время с конвейера сошло 603 ГАЗ-23.

Главная роль

Полвека назад в Советском Союзе не существовало такого понятия, как реклама, но автомобиль был так хорош, что горьковчанам даже просить о "пиаре" своей модели не нужно было. "Сарафанное радио" вместе с советскими режиссерами работало за них.

Разумеется, основной киноэпопеей, в которой "Волга" предстала во всей своей красе, следует считать фильм "Берегись автомобиля". У Эльдара Рязанова 21-я не только показана олицетворением мечты рядового советского гражданина, а также отличным вариантом вложения нетрудовых доходов и предметом спекулятивных сделок, но и просто хорошей машиной. Как стоически она переносит скачку по кюветам, как ловко показывает хвост гаишнику на чахлом по сравнению с ней "Урале".  "Три тополя на Плющихе" - настоящая таксистская "Волга" здесь – главная и чуть ли не единственная декорация.

   

В своей комедии "Бриллиантовая рука" Леонид Гайдай задвинул машину на второй план, но преподнес ее зрителям в ином качестве. По частоте появления на экране в униформе такси ГАЗ-21 бьет все рекорды. Кроме того, ее весьма охотно используют и наши доблестные органы, и контрабандисты. А вот "шеф", по совету друзей купивший автомашину "Москвич" последней модели, "Волгой" пренебрегает. Официальная точка зрения на этот счет такова — Московский автозавод, запускавший в серию новую "модель 408", нуждался в рекламе и предложил Гайдаю один из первых экземпляров для показа машины в выгодном свете.  "Три плюс два" Генриха Оганесяна тоже продемонстрировали недюжинные способности проходить "Волгой" крутые виражи. С какой залихватской удалью Андрей Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов гнали 21-ю по крымским серпантинам в погоне за прекрасным полом. А до этого рассуждали о превосходстве ГАЗ-21 над "слабым и беззащитным" "Запорожцем".  Крыша доблестно держит вес отнюдь не страдающих худобой актеров, в багажнике куча вещей на троих, а салон "легким движением руки" превращается в удобный кемпинг.  В массовке, главных и второстепенных ролях "Волга" снялась в огромном количестве фильмов. Не только отечественных. Вместе с ГАЗ-24 она мелькает в кадрах одной из киноэпопей бондиады. Есть и другие зарубежные картины с ее участием. И, видимо, жизнь "двадцать первой" на экране еще не закончена – совсем недавно на российских экранах гремел фильм "Черная молния", где "двадцать первая" 1966 года выпуска не только доживает до наших дней под землей, но и умеет летать.

   

Последний ГАЗ-21 сошел с конвейера Горьковского автомобильного в 18 часов 40 минут 15 июля 1970-го года. Это была модификация 21УС цвета "антрацит" (экспортная модификация). Всего за 14 лет серийного производства "21-й" было выпущено 638 875 (по некоторым источникам – 639 448) автомобилей "Волга" различных модификации. На смену ей пришла 24-я, которая так и не обрела такой же популярности, как ее предшественница. На сегодняшний день ГАЗ-21 является одним из самых популярных ретрокаров в России. Люди даже готовы отдавать немалые деньги за эту "Волгу". Редкие экземпляры, которые сохранились до наших дней в хорошем состоянии, уходят за 1,5-2 млн рублей. Почему? Просто это настоящий символ СССР. Машина часто снималась в кино, таксисты очень любили ее за надежность и неприхотливость в обслуживании, пассажиры за плавный ход и комфортабельный просторный салон, она была очень популярна среди актеров, певцов, космонавтов и политиков, ну и, наконец, она являлась символом целой эпохи в СССР. Разве не это является популярностью?

Последний автомобиль ГАЗ-21


24 января 14, 11:59
   
Загрузка...


Автор комментария*    
Если вы зарегистрированы,
но забыли авторизоваться,
можете ввести свое имя и
пароль
  Ваш логин 
  Пароль 
Заголовок

Текст
Надпись на картинке*Капча

Поддержка проекта






..
Предложим недорого офисные сейфы поможет наш ассистент.

 

"Газель" получит АКПП уже осенью
17 июля 17, 09:47

Возвращение "Волги" - дело решенное?
28 марта 17, 10:10

Московский автосалон уже не досчитался крупных автопроизводителей
29 мая 14, 11:20

Машину для Путина будут собирать...Названы три компании
14 февраля 14, 13:01

Работники "ГАЗа" отдохнут во время модернизации завода
9 января 14, 12:32


Колеса на ГАЗ обеспечат безопасность в дороге
6 ноября 15, 11:12

Баргузин – идеальное решение для работы и поездок на отдых
6 июля 15, 16:30

«Газель Next» – автобус нового поколения
4 декабря 14, 17:31

Где и как купить "Газель" в кредит?
26 октября 14, 21:17

Все, что нужно знать о грузовых автомобилях в России
6 января 14, 15:38

Видео 

Влево
Автоэлита от 09.02.2016
Автоэлита от 09.02.2016
Тест драйвhttps://youtu.be/NWUbpLms790?list=PL56C7124A8D2A88B9
Автоэлита 02.03.2015
Автоэлита 02.03.2015
Тест-драйв "Тигра"
Автоэлита 23.02.2015
Автоэлита 23.02.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser 70
Автоэлита 16.02.2015
Автоэлита 16.02.2015
Тест-драйв Mitsubishi L200
Автоэлита 09.02.2015
Автоэлита 09.02.2015
Тест-драйв Range Rover Sport
Автоэлита 02.02.2015
Автоэлита 02.02.2015
Тест-драйв Mercedes-Benz GLK 2012 года
Автоэлита 26.01.2015
Автоэлита 26.01.2015
Тест-драйв BMW X6
Автоэлита 19.01.2015
Автоэлита 19.01.2015
Тест-драйв Ford EcoSport
Автоэлита 12.01.2015
Автоэлита 12.01.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado
Автоэлита 05.01.2015
Автоэлита 05.01.2015
Тест-драйв Nissan Sentra
Вправо

Фотобанк 

Влево
 Renault Logan
Renault Logan
Тест-драйв нового Renault Logan в журнале "АВТОЭЛИТА"
G-Drive Show в Екатеринбурге
G-Drive Show в Екатеринбурге
20 июля в Екатеринбурге состоялось G-Drive Show, организованное сетью АЗС «Газпромнефть» при поддержке Правительства области и Администрации города. Праздник собрал несколько десятков тысяч зрителей.
Top Gear Live Russia 2014
Top Gear Live Russia 2014
Премиальным топливом G-Drive «Газпром нефти» второй год подряд были заправлены все автомобили, участвующие в крупнейшем в мире автомобильном шоу Top Gear Live Джереми Кларксона и Ричарда Хаммонда
Nissan Teana 2013
Nissan Teana 2013
Тест-драйв Nissan Teana с атмосферным двигателем в журнале "АВТОЭЛИТА"
KIA Optima и Юлия Михалкова
KIA Optima и Юлия Михалкова
Соблазнительная, притягательная, прекрасная, обворожительная...И все это можно сказать про обеих участниц нашего звездного тест-драйва
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
15 февраля в автоцентре Автобан-Запад-Плюс прошел День открытых дверей, посвященный Зимним Играм в Сочи 2014.
Даниил Квят
Даниил Квят
Пилот команды Formula-1 Toro Rosso, чемпион GP3, Даниил Квят
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
22 ноября состоялась презентация легендарного Volkswagen Beetle в автоцентре Автобан-Запад-Плюс
Вправо

 
© 2010 -2017 "Автоэлита"
Редакция приветствует перепечатку материалов,
при условии размещения гиперссылки на ae96.ru

Rambler's Top100