Автофокус
автолегенды

Lancia Delta Integrale: математика побед

"А теперь слушай: вот идет настоящая машина! "Лянчия"! Она наверняка догонит и "Мерседес", и "Рено", как волк пару ягнят. Ты только послушай, как работает мотор! Какорган!" Эрих Мария Ремарк. "Три товарища". 

Раллийная Lancia Delta HF Integrale - чемпион мира 1988 года

Думается, что если компания Lancia все-таки решится продавать свои автомобили в России, ей срочно придется вкладываться в рекламу, чтобы россияне по старой фонетической привычке, не путали вполне себе дорогую машину с дешевыми поделками румынской Dacia. И лучшей рекламы, чем многозначительно попросить изучить историю мирового ралли начала девяностых, не будет.

Вообще-то компании "Лянчя" уже более ста лет – в 1906 году Винченцо Лянчя вместе с другом основал в Турине фирму, которая занималась производством автомобилей, и, как делали в то время все, инвестировал в нее не только средства, но и свою фамилию. Первый автомобиль появился на свет годом позже и был назван 18-24 HP. Сейчас таким набором цифр и букв вполне может обозначаться принтер, подключенный к вашему компьютеру. Чтобы выделяться из толпы подобных "оригинальных названий", Винченцо стал называть свои машины буквами греческого алфавита. Естественно первая модель получила имя Alpha. Справедливости ради скажем, что собственно установленных правил наименования Винченцо придерживался не всегда. Да, были модели Kappa и Lambda, но в основном машины получали имена на полюбившуюся создателю первую букву алфавита – то Astura, то Aprilla. После смерти создателя, знамя производства симпатичных городских автомобилей подхватил его сын, а после него – внук. Фамильное дело прекратилось в 1969 году, когда компания вошла в состав концерна FIAT, который уже тогда скупал все, что плохо лежит. Точнее, все, что плохо продается – у Lancia на момент продажи были гигантские долги.

Новые хозяева компании пообещали, что фирма будет продолжать выпускать собственные автомобили. Но для того, чтобы поддерживать рентабельность производства и выжить в конкурентной борьбе, Lancia должна была использовать в своих новых моделях комплектующие автомобилей FIAT. Не явилась исключением и представленная в 1979 году Lancia Delta. Интересно, что при ее создании вспомнили об идее Винченцо с буквами-названиями.

Но общим в этих двух автомобилях были только двигатель и размеры кузова. Учитывая новаторство ее конструкции, будущую спортивную славу и популярность, Delta можно с уверенностью назвать фактической преемницей легендарной Fulvia. В своем время английский журнал Thoroughbred & Classic Сars писал, что Fulvia была последней моделью Lancia, выпущенной в то время, когда фирмой руководили инженеры, а не маркетологи. Автомобиль сразу был взят на вооружение заводской командой HF (High Fidelity или "высокая точность" в переводе). В руках гонщиков Лео Челла, Уве Андерссона и Сандро Мунари она побеждала на многих крупных соревнованиях. Высшим достижением стало звание чемпиона мира по ралли 1972 года, завоеванное в трудной борьбе с более мощными Porsche 911 и Alpine Renault A110. 

Первоначально, разработка дизайна новой модели была поручена Пьеро Кастаньеро, автору дизайна таких автомобилей марки, как Fulvia, Beta Coupe и HPE. Но предложенный Кастаньеро проект кузова очень напоминал его ранние разработки HPE и Beta Berlina.  Lancia же требовалось нечто новое. Поэтому руководство фирмы, минуя своего давнего поставщика кузовов – ателье Pininfarina, решило обратиться к Джорджетто Джуджаро. На секундочку – дизайнеру, признанным лучшим в профессии в XX веке.

Джорджетто Джуджаро - создатель Lancia Delta

За пять лет до этого, Джорджетто своей работой буквально вытащил на вершину продаж вполне себе обыденный Volkswagen Golf. Это был маленький автомобиль даже по европейским стандартам. Но прекрасная компоновочная схема позволяла максимально рационально использовать внутреннее пространство. Интерьер создавал ощущение большого размера. Про такие автомобиля говорят "внутри больше, чем снаружи". Точно так же, как Beetle в 30-е годы, Golf воплотил в себе все передовые достижения 70-х годов. Почему в статье про Delta мы вспомнили о "Гольфе"? Просто владельцы Lancia, нанимая маститого соотечественника для создания своего автомобиля, хотели повторить успех немецкого бестселлера. Поэтому несложно понять, чьи черты угадываются в облике первых версий Lancia Delta. 

Скромный, скучноватый кузов фастбэк трапецивидной формы с ярко выраженными угловатыми линиями. Передние и задние бамперы выполнены из полистера, усиленного стекловолокном. Но Lancia Delta первого поколения была технически продвинутым автомобилем для своего времени. Можно выделить полностью независимую подвеску, реечное рулевой управление, поперечно расположенный верхнераспредвальный двигатель с ременным приводом ГРМ. На момент начала выпуска, комплектация Lancia Delta была сопоставима с автомобилями на несколько классов выше, салон отличался комфортом и простором, безупречные ходовые качества вызывали у конкурентов зависть. Машина имела передний привод, полностью независимую подвеску,  двухконтурную взаимопересекающуюся тормозную систему, рулевой привод реечного типа. Первая версия Delta оснащалась двумя двигателями 1301 см3 и 1498 см3, мощностью 75 и 85 л.с. соответственно, что на 10 л.с. превышало показатели базовых фиатовских моторов. 

Lancia Delta - обладатель титула автомобиль года Европы в 1980 году

В целом Lancia Delta представляла собой стильный компактный автомобиль для жителя современного мегаполиса. Будучи ребенком своего времени, она не сильно выделялась внешним видом, зато даже в базовой комплектации наголову разбивала конкурентов, выступавших с ней в одном классе. Более того – цена на этот автомобиль позволяла приобретать его почти всем слоям населения в Европе. В общем, как не погляди – успех.

Неудивительно, что на следующий год после своей премьеры, Lancia Delta завоевала титул автомобиля года. Случилось это в 1980 году. Причем, Delta смогла обойти еще один бестселлер того времени – Opel Kadett. Первоначально выпуск автомобиля велся на заводе Линджотто в Турине (кстати, очень интересный завод – его крыша представляет собой трек, на котором инженеры опробовали новые модели), а затем перебрался на сверхсовременный Чивассо. И стоило бы закончить рассказ об автомобиле на этом факте, но дальше началось самое интересное  - вместо компактного городского автомобиля на свет появился великий раллийный чемпион.

Спорт в крови

Вообще, до "Дельты" в арсенале компании уже была машина, которая разрывала любой раллийный пелетон – Lancia Stratos. Машина не превосходила соперников ни по мощности двигателя, ни по весу, зато отличалась хорошей сбалансированностью и управляемостью. Результат - звания чемпиона мира 1974, 1975 и 1976 годов и многочисленные победы в соревнованиях европейского и национальных раллийных чемпионатов. 

Lancia Fulvia Coupé. Именно этот автомобиль считают вдохновителем Delta

Однако побед могло быть гораздо больше. "Непобедимую" Stratos победили не конкуренты в лице европейского Ford, Opel, SAAB и японских Datsun и Toyota, а сами итальянцы. И сделал это концерн FIAT, поглотивший Lancia. Когда на раллийных трассах заблистал Stratos, марку FIAT в этой дисциплине автоспорта представлял устаревший Fiat 124 Abarth Rally. Это была неплохая машина, но к тому времени утратившая конкурентоспособность. Многочисленные победы Lancia Stratos и участие ее в чемпионатах мира и Европы неожиданно повысили интерес зрителей и спонсоров к этим соревнованиям, что стало благоприятно сказываться на продаже серийных автомобилей фирм-участниц. И на базе серийного Fiat 131 на фирме Abarth, тоже ставшей частью FIAT, была подготовлена спортивная модификация Abarth Rally, которая заменила Lancia Stratos в роли официального заводского автомобиля концерна FIAT. Коммерческая ревность, не иначе.

На этом спортивная история Lancia не закончилась. На мировом раллийном троне на 3 года (1977, 1978 и 1980гг.) воцарился FIAT, и Lancia переключилась на кольцевые гонки. Используя опыт среднемоторной Stratos, она построила гоночный автомобиль группы 5 (силуэт спортивной машины должен точно повторять форму серийного прототипа, другие технические параметры не ограничиваются) на базе серийной модели Beta Monte Carlo, названной в честь ралли Monte Carlo, традиционно открывающего чемпионаты мира. 

В 1982 году появилась новая классификация спортивных и гоночных автомобилей. Группу 4 сменила группа B, для получения омологации в которой требовалось изготовить не 400 автомобилей, как раньше, а 200. И здесь вновь вмешалась большая политика. FIAT официально объявил, что прекращает участие в автоспорте, и своим представителем назначил Lancia. Почему именно Lancia?

Дело в том, что история марки – это постоянные попытки доказать, что именно они быстрее всех. Что-то исконно итальянское. В 1954 автомобиль Lancia D50, принял участие в Гран-При Испании "Формулы-1", где Альберто Аскари завоевал поул. В 1955 Аскари в Монако вылетел с трассы, а неделю спустя в Монце, управляя автомобилем Ferrari, разбился. После смерти Альберто Аскари и в связи с финансовыми проблемами, команда решила покинуть "королевские гонки". На счету "Лянчи" две победы и десять подиумов. Все имущество было продано Ferrari, и  1956 Хуан Мануэль Фанхио на машине Lancia-Ferrari стал чемпионом мира. Половину чемпионства можно засчитать, что уж там. Забегая вперед скажем, что в ралли у команды дела шли куда лучше – на текущий момент она владеет десятью победами в кубке Конструкторов. Трижды (1974, 1975 и 1976) команда побеждала на Lancia Stratos, а один раз в 1983 году на машине Lancia 037, при этом это был единственный автомобиль с приводом на 2 колеса, который победил тогда уже легендарную полноприводную, и, казалось бы, непобедимую Audi Quattro. А еще шесть…впрочем, об этом ниже.

Lancia Stratos

И вот в середине 80х настало время, когда автомобили со всеми ведущими колесами завоевали господство на раллийных трассах. Такие марки, как Audi, первой использовавшая постоянный полный привод в авторалли, Peugeot с моделью 205 Turbo 16 и Ford с RS 200, вышли в лидеры. Lancia стала сдавать позиции, и руководство принялось лихорадочно искать выход из сложившейся ситуации. Была создана Lancia Delta S4 на базе серийной модели Lancia Delta. От нее остались название и общая форма кузова, ставшего 2-дверным и 2-местным. Двигатель с рабочим объемом 1759 см куб. был перенесен в центр машины и установлен продольно перед осью задних колес. С двигателя удалось снять более 400 л.с.  В чемпионате мира автомобиль дебютировал в конце 1985 года на RAC Rally в Великобритании - заводской экипаж Генри Тойвонена и Серджио Кресто занял 1-е место. Сезон 1986года начался с победы этого экипажа в ралли Monte Carlo. Ничто не предвещало беды, даже трагедия на ралли Portugal, где под колесами Ford RS 200 погибли 4 зрителя... Для Lancia черный день наступил в мае на ралли Tourde Corse, когда на одном из горных спецучастков Генри Тойвонен не удержал машину - она упала в пропасть и взорвалась. Гонщик и штурман не смогли выбраться. Корсиканское ралли стало роковым для Lancia - за год до этого здесь же разбился итальянский гонщик Аттилио Беттега. FISA (Международная федерация автомобильного спорта) тогда приняла решение, запрещающее автомобилям группы B участвовать в соревнованиях. Так закончилась эра специальных раллийных машин, начало которой положила Lancia Stratos. 

Для соревнований оставалась группа А, для получения омологации в которой было необходимо в течение года изготовить не менее 5000 автомобилей. В их конструкции допускались лишь незначительные и непринципиальные изменения. В производственной программе Lancia такая машина уже была. Она называлась Delta HF 4WD и представляла собой полноприводную версию серийного хэтчбэка Delta с турбонаддувным двигателем. Поскольку Lancia занималась модернизацией этого автомобиля с 1982 года, то к началу сезона 1987 года он был самым конкурентоспособным и надежным. Это принесло победу в зачете марок. 

Lancia Delta HF 4WD - чемпионская машина ралли 1987 года

Версия Lancia Delta HF 4WD 1987 года была оснащена двухлитровым, 8-клапанным двигателем мощностью 165 л.с и турбиной Garret T3 с промежуточным охлаждением, претерпевшей значительную модификацию в мастерских Lancia.  На выходе турбины был установлен компрессор, посредством которого инженерам удалось достичь небывалой отдачи двигателя,  которой ранее не обладал ни один серийный автомобиль. 

Тяга двигателя распределялась следующим образом: 56% на передние колеса и 44% на задние. В конструкцию трансмиссии входила вискомуфта Фергюсона, соединенная с центральным дифференциалом и "торсеновский" дифференциал сзади, что позволяло правильно распределять крутящий момент между колесами в зависимости от характера дорожного покрытия и избегать блокировки сразу двух полуосей.  Этот автомобиль был просто непобедим.

Ходит легенда, что FIAT пролоббировал этот самый запрет в высших эшелонах автоспортивных властей. Мол, у них уже была готова раллийная машина для группы А. Так это или нет - никто и никогда уже не узнает. Но факт есть факт - итальянцы весьма неплохо использовали опыт, полученный с Delta S4.

Цельное решение

В следующем году появилась модификация HF Integrale ("integrale" - цельная, законченная) с двигателем в 185 л.с. Его "фишка" - 4-х цилиндровый турбомотор объемом 1995 см3, который имел уменьшенный диаметр цилиндров при увеличенном ходе поршня, что позволяло получать больший крутящий момент на малых оборотах, чем на высоких. Снова чемпионат завершился победой Lancia, причем пилоты на Delta выиграли 10 гонок из 11!

Lancia Delta HF 4WD в группе А

Но Lancia и Abarth понимали - для того чтобы и дальше занимать доминирующее положение в гонках, необходимо было постоянное совершенствование конструкции машины.  Они сфокусировали свои усилия на увеличении количества клапанов, доведя его до 16. Так на свет появилась Lancia Delta HF Integrale 16V, доминировавшая в чемпионате мира по ралли три года подряд - с 1989 по 1991 год.

Новая модель имела уже более агрессивный вид. Мощность мотора возросла до 200 л.с. Распределение тяги изменилось в пользу задних колес - на них теперь приходилось 53%, в то время, как на передние - 47%. Машина была настоящей ракетой и требовала отличной реакции и сноровки при своем разгоне до 100 км/ч за 5,7 секунды. Средний глушитель позволял окружающим сохранять спокойствие,  но животный рев двигателя на полном газу вызывал у прохожих слуховой шок. Однодисковое сцепление великолепно справлялось с мощью двигателя, а хвостовая часть отлично вводилась в управляемый занос. Три победных сезона – доказательство того, что и из отличного автомобиля можно сделать что-то еще более крутое.

В 1991 году Международная автомобильная федерация потребовала от производителей уже по 5 тысяч дорожных версий раллийных машин ежегодно. Исключение было сделано лишь для тех моделей, которые не сильно отличались от базовых омологационных и носили название Evolution. Их можно было выпускать в объёме всего 500 экземпляров. Естественно, этим не преминули воспользоваться хитрые итальянцы. Кузов автомобиля еще раз подвергся модернизации, появился регулируемый спойлер на крыше, возросла до 210 л. с. мощность двигателя в дорожном варианте. Именно в 1992 году фирма объявила о своем уходе из автоспорта. Сезон 1992 года обещал быть интересным - "мужали" основные конкуренты - Toyota, Mitsubishi и Subaru. Тогда команда Lancia Martini Racing, даже лишенная заводской поддержки, сумела отстоять чемпионское звание, еще раз продемонстрировав потенциал итальянских автомобилей. Так Delta Integral не только ушла непобежденной, но и победила после ухода.   

Раллийная Lancia Delta HF Integrale Evoluzione

В 1994 году, в связи с падением спроса, производство Lancia Delta Integrale было остановлено. Так закончилась славная страница в истории марки Lancia. Во многих странах гонщики за рулем культовой Detla успешно выступали как в любительских, так и профессиональных соревнованиях. Автомобили были конкурентноспособны на раллийных трассах более 10 лет с момента остановки производства. А чтобы понять, как этот автомобиль боготворят, просто прочитайте, что о нем говорит главный автомизантроп – Джереми Кларксон. Похвала из его уст – большая редкость, но Lancia Delta Integrale ее заслужила. 

Джереми Кларксон о Lancia Delta Integrale

Я понимаю, что для большинства юных читателей Lancia – это ещё одна машина из первого аркадного ралли на Sega. Но это было не просто скопище пикселей, чтоб вы знали. Это была Delta Integrale. Она существовала в реальной жизни, обладала полным приводом, турбиной размером с Сицилию и мощностью сравнимой разве что с размером ушей Майкла Уиннера.

Если вы не жалуете леворульные машины –– не стоит отчаиваться, потому что была лишь самая последняя из великих Lancia. Заберитесь подальше и почувствуете себя, будто ползёте на четвереньках через луг полный покрытых маслом лесбиянок. Уже через 10 минут вы будет тяжело дышать от всех открывшихся возможностей.

Поймите меня правильно. Lancia были такими же запутанными, как наушники от iPod, и причиняли больше неудобства, чем Роберт Мугабе. Во всех возможных смыслах современная Nano – это лучшее средство для передвижения по дорогам. Но передвижение – это лишь малая часть того, из-за чего машина проникает в твоё сердце. Она должна быть привлекательной, и про Nano этого не скажешь. У неё должна быть душа, и у Nano её нет. Она должна заставлять твою кровь бежать быстрее, даже если сейчас три часа ночи, ты в постели, а она на обочине M42, где ты оставил её в клубах дыма. Гарантирую, что у Nano этого точно не получится.  

Вам никогда бы не пришлось придумывать оправданий, чтобы съездить в город, если бы у вас была Nano. Если же у вас Lancia, вы будете сознательно забывать купить собачьи галеты, только чтобы развернуться и поехать обратно. Вы превратитесь в человека – йо-йо.  Я решил – я должен купить Lancia. Только они могут считаться экстремальнее Alfa. Alfa, если позволите, это порно, снятое в отеле. Lancia – это то, что можно найти на самом краю Интернета. 

   

   

   


25 июня 14, 14:43
   
Загрузка...


Автор комментария*    
Если вы зарегистрированы,
но забыли авторизоваться,
можете ввести свое имя и
пароль
  Ваш логин 
  Пароль 
Заголовок

Текст
Надпись на картинке*Капча
..


 

Асбест: ралли по-домашнему
28 января 13, 15:30

Прославленный гонщик «Формулы-1» вновь взялся за покорение ледяного трека, но уступил уральцу
24 февраля 12, 16:45

Уральский гонщик стал абсолютным чемпионом России по автомобильным ралли
20 октября 11, 10:12

Чемпионом России по кузовным автогонкам стал Александр Фролов
10 октября 11, 18:25

«Монстр» от Suzuki победил в высокогорном ралли Pikes Peak
29 июня 11, 13:30


Андрей Цыганов: ралли – это джаз
18 февраля 11, 17:16

Ралли-спорт набирает популярность на Урале
15 декабря 10, 18:24

Видео 

Влево
Автоэлита от 09.02.2016
Автоэлита от 09.02.2016
Тест драйвhttps://youtu.be/NWUbpLms790?list=PL56C7124A8D2A88B9
Автоэлита 02.03.2015
Автоэлита 02.03.2015
Тест-драйв "Тигра"
Автоэлита 23.02.2015
Автоэлита 23.02.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser 70
Автоэлита 16.02.2015
Автоэлита 16.02.2015
Тест-драйв Mitsubishi L200
Автоэлита 09.02.2015
Автоэлита 09.02.2015
Тест-драйв Range Rover Sport
Автоэлита 02.02.2015
Автоэлита 02.02.2015
Тест-драйв Mercedes-Benz GLK 2012 года
Автоэлита 26.01.2015
Автоэлита 26.01.2015
Тест-драйв BMW X6
Автоэлита 19.01.2015
Автоэлита 19.01.2015
Тест-драйв Ford EcoSport
Автоэлита 12.01.2015
Автоэлита 12.01.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado
Автоэлита 05.01.2015
Автоэлита 05.01.2015
Тест-драйв Nissan Sentra
Вправо

Фотобанк 

Влево
 Renault Logan
Renault Logan
Тест-драйв нового Renault Logan в журнале "АВТОЭЛИТА"
G-Drive Show в Екатеринбурге
G-Drive Show в Екатеринбурге
20 июля в Екатеринбурге состоялось G-Drive Show, организованное сетью АЗС «Газпромнефть» при поддержке Правительства области и Администрации города. Праздник собрал несколько десятков тысяч зрителей.
Top Gear Live Russia 2014
Top Gear Live Russia 2014
Премиальным топливом G-Drive «Газпром нефти» второй год подряд были заправлены все автомобили, участвующие в крупнейшем в мире автомобильном шоу Top Gear Live Джереми Кларксона и Ричарда Хаммонда
Nissan Teana 2013
Nissan Teana 2013
Тест-драйв Nissan Teana с атмосферным двигателем в журнале "АВТОЭЛИТА"
KIA Optima и Юлия Михалкова
KIA Optima и Юлия Михалкова
Соблазнительная, притягательная, прекрасная, обворожительная...И все это можно сказать про обеих участниц нашего звездного тест-драйва
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
15 февраля в автоцентре Автобан-Запад-Плюс прошел День открытых дверей, посвященный Зимним Играм в Сочи 2014.
Даниил Квят
Даниил Квят
Пилот команды Formula-1 Toro Rosso, чемпион GP3, Даниил Квят
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
22 ноября состоялась презентация легендарного Volkswagen Beetle в автоцентре Автобан-Запад-Плюс
Вправо

 
© 2010 -2018 "Автоэлита"
Редакция приветствует перепечатку материалов,
при условии размещения гиперссылки на ae96.ru

Rambler's Top100