Автофокус
автолегенды

Jaguar XK120 – серийная красота

Конкурс, проводимый в Британии, ставил своей целью назвать самый красивый автомобиль мира. Кого только не было в этом списке – роскошные итальянцы Lamborghini и Ferrari, лощенные немцы BMW и Mersedes, игривый красавец Sitroen. Но британцы не были бы британцами, если бы первое место не оказалось у их родного Jaguar E-Type и его предка Jaguar XK120. Парадоксально, но повернутые на своей отчизне американцы из Forbes, называя автомобили, изменившие мир, также упомянули творение жителей Королевства, отметив его скорость и красоту. Это ли не повод поговорить о легенде мирового автомобилестроения Jaguar XK120?

Купе Jaguar XK120M 1953 Купе Jaguar XK120M 1953 Купе Jaguar XK120M 1953
Технические характеристики Jaguar XK120 (1949 г.)
Двигатель Р6, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня 83x106 мм
Рабочий объем 3442 см3
Максимальная мощность 160 л.с.
Коробка передач 4-ступенчатая механическая
Шасси на стальной раме
Подвеска спереди независимая торсионная, сзади на листовых рессорах
Тормоза барабанные
Кузов 2-местный родстер или купе
Максимальная скорость 193 км/ч
Колесная база 2591 мм
Габариты 4394x1562x1334

Мир только-только начинал привыкать к спокойным дням после Второй мировой войны. Промышленность союзников оказалась в более выгодном положении, так как ее не бомбили бесчисленные самолеты и ее не эвакуировали в глубь страны. Как вспоминают современники, весь мир хотел не только восстановления старого, но и чего-то нового. Вольно перефразировав это утверждение скажем, что мир устал от войны и разрушений, ему хотелось красоты.

Существование компании началось с 20-х годов XX века. В это время она была компанией Swallow Sidecar, и производила коляски для мотоциклов. Это не приносило особого дохода, после чего фирма сменила специализацию на производство комплектующих для Austin 7. После выполненного большого заказа доход позволил компании расширить свое производство и производить комплектующие моделей Fiat 509A, Morris Cowley, Wolseley Hornet, а затем стала сама проектировать и разрабатывать новые модели автомобилей.

В 1945 году компания решила поменять название. Дело в том, что сокращение ее название читалось как SS, что вряд ли вызвало бы покупательский энтузиазм у населения, которое 6 лет боролось с нацистским режимом. Отметим, что название Jaguar, которое получила компания, было неслоучайным. Именно под таким именем, в середине 30х годов основатель будущего гиганта Сэр Уильям Лайонс выпустил первый известный спортиный автомобиль Jaguar SS. Почему именно эта грациозная кошка? Как признавался сам Уильям Лайонс, его вдохновляли три вещи: скорость, скорость и еще раз скорость. Он поставил своей целью создать самый быстрый автомобиль в мире.

Уильям Лайонс Мистер Ягуар

4 сентября 1901 в семье ирландских иммигрантов Уильяма Лайонса, владельца магазина музыкальных инструментов и его жены Минни Баркрофт дочери фабриканта родился тот, кого впоследствии называли Мистер Ягуар.

Уильям Лайонс прошел инженерное обучение в Crossley Motors в Манчестере и в техническом училище. В 1919 году он устроился продавцом в компанию дилера фирмы Sunbeam Brown и Mallalieu в Блэкпуле.

В 1921 году Лайонс знакомится с Уильямом Уолмсли, который поселился по соседству, и занялся переделкой армейских мотоциклов для использования в гражданских целях и оснащения их коляской. Одину из таких колясок Лайонс купил для своего Harley-Davidson. В 1922 Лайонс и Уолмсли вместе основали фирму Swallow Sidecar (Ласточка), занимавшуюся выпуском мотоциклетных колясок. В дальнейшем фирма начала изготавливать автомобильные кузова, а в 1927 году и автомобили на базе агрегатов Austin Seven.

В 1931 Лайонс разработатывает первую собственную модель. Это спортивный автомобиль SS1 (Standard Swallow). Модель получилась очень удачной и была хорошо принята публикой. В 1934 году Уильям Уолмсли покидает компанию, после чего все управление переходит в руки Лайонса. Говорят, он самостоятельно правил эскизы дизайнеров. Правда, если приглядеться к историям тех времен, то делали это все создатели и управленцы. Первая модель "Jaguar" была предложена в 1935 году.

Во время работы в качестве управляющего директора Jaguar, Лайонс твердой рукой руководил компанией. Помимо этого он отвечал за художественное оформление новых моделей (за исключением C-type, D-type, E-type и XJ-S, которые были разработаны Малкольмом Сэйером). Интересно, что сэр Уильям не умел рисовать, и пользовался главным образом полномасштабными 3-D макетами, которые постоянно переделывались по его указаниям. Скорость, которая была его манией, отобрала у него сына – тот разбился в 1955 году на гонке Le Mans 24-hours
В 1956 Лайонс за заслуги перед британской промышленностью был посвящен в рыцари.

В конце 1967 Лайонс выходит на пенсию, но остается председателем Jaguar Cars Ltd. Окончательно оставляет дела он только в 1972 году и и занялся разведением скота на своей ферме в Ваппенбери. Сэр Уильям Лайонс скончался 8 февраля 1985 года в Ваппенбери Холле.

После войны компания начинает работы над новым двигателем для своих автомобилей – двухцилиндровым двигателем. Во многом, данная разработка была революционной, так как именно в Jaguar первыми стали внедрять 2-х и 4-х цилиндровые двигатели в свои серийные автомобили.

Сздатели понимали, что уникальный двигатель заслуживает нового решения в плане дизайна, потому что этот механизм обгонял свое время. Судите сами – он отличался алюминиевой головкой блока, гидравлическими толкателями в клапанном механизме, двумя "верхними" распредвалами, свечами зажигания, расположенными по центру полусферической камеры сгорания. Двигатель имел шесть расположенных в ряд цилиндров рабочим объёмом 3,4 литра и развивал 160 л.с., что позволяло разгоняться до "прописанных" в индексе 120 миль в час (192 км/ч), был очень тяговит и эластичен. Он был настолько удачен, что выпускался на протяжении 38 лет.

Но главное – он позволял автомобилю набирать скорость в 120 миль в час, или 193 километра в час. Тогда они были из области фантастики. Страшно сказать, но этот автомобиль всего на 10 лет перегнал Ford T, чья максимальная скорость равнялась 80 километрам в час!

Итак, в 1948 году компания Jaguar совершает настоящий прорыв в области автомобилестроения, всего через три года после тяжелейшей войны создавая лучший автомобиль эпохи – Jaguar XK120. Почему лучший? Потому что он был и самым быстрым и самым красивым.

Родстер Jaguar XK120 1949–54Jaguar XK 120

Jaguar – марка компании
X – название проекта по созданию этой модели от "experimental"
K – удачный 11 вариант созданного прототипа
120 – максимальная скорость в милях в час.

Первые 200 автомобилей имели деревянный каркас кузова с обшивкой из алюминиевого сплава, в последствии стали использоваться штампованные стальные панели. Именно это и стало проблемой для компании – так как автомобиль не планировался для массового производства, все эти детали изготавливались и собирались вручную. Массовость же требовала автоматизации, что привело к превращению небольшой компании в крупного производителя. 1949г. свои автомобили смогли получить лишь 240 счастливцев, а вот массовый выпуск начался в 1950 году – 60 лет назад!
Интерес к автомобилю подогрела одна акция. Поначалу обнаружилось большое количество скептиков, не верящих в магические 120 миль в час. Потребовались доказательства. Специально подготовленная группа представителей Jaguar перекрыла секцию двустороннего шоссе в Бельгии, где перед группой журналистов была проведен тест. Стандартный XK120 разогнался до 126 миль в час... Но разве это предел? Со снятым ветровым стеклом машина достигла рубежа в 133 мили в час.

Автомобиль предлагался в США по цене 3000 долларов, дома цена была 1263 фунта (Это с учетом налогов. Чтобы уменьшить налоговую ставку для покупателей, была объявлена заводская цена 998 фунта – потому что некоторое время наиболее высокие налоги существовали для машин с заводской ценой свыше 1000 фунтов). Как в свое время SS100, новая машина стала прекрасным приобретением, всего за треть стоимости AstonMartin.

Еще одним плюсом был дизайн автомобиля. Какая уж тут практичность – красоты и скорость правили бал. Изящные линии кузова, разработанные Уильямом Лайонсом, делали XK120 необычайно притягательным. Автомобиль выглядел ошеломляюще: крылья с вписанными в них фарами составляли единое целое с вытянутым двухместным открытым кузовом – его линии плавно струились от узкой решетки к покатой хвостовой части. Как рассказывал много позже один из ведущих британских дизайнеров, Рой Экси, который в семидесятые и восьмидесятые работал на Rover, появление ХК120 нельзя было назвать иначе, как полным нокаутом.

Родстер Jaguar XK120 1949–54Оседлавшие Ягуар

Особую любовь к своему Jaguar XK 140 питал датский принц Джордж.
На Jaguar XK 120 Alloy Roadster ездил Хемфри Богарт.
На Jaguar XK 120 Alloy Roadster ездили Кларк Гейбл и Рендольф Скотт.
Американский дизайнер Ральф Лорен, владелец классического Jaguar XK 120 Alloy Roadster 1950 года, модель из лимитированной серии, выпущенной в количестве всего двухсот экземпляров.
Сэр Элтон Джон коллекционирует Jaguar. Среди его автомобилей есть и Jaguar XK120.

Компания продолжала развитие. Первые два года выпускался только родстер, в 1951 году в продажу поступил купе, также двухместный, но с заметно более дорогой отделкой. В частости, с приборной панелью из высококачественного дерева, на родстере она была выполнена из кожи. В 1953 году появился кабриолет. Машина была довольно надежной для своего времени. Один из ХК120 прошел по пыльным дорогам Австралии от Дарвина до Элис Спрингс, что находится в самом центре пятого континента, более полутора тысяч километров, со средней скоростью 147 км/час. Способность преодолевать длинные расстояния (что тяжело для водителя родстера) была продемонстрирована на автодроме Montlhery под Парижем. Здесь Стирлинг Мосс и ещё несколько водителей в течение семи суток вели XK120 со средней скоростью более 100 миль в час.

Но Лайонс каждый раз упрямо рассказывал о том, как бы он хотел, чтобы его автомобили были самыми быстрыми в мире. Доказать это можно было на гонках. Первыми спортивными успехами модели стали победы в гонке Tourist Trophy в Северной Ирландии и в 24-часовой гонке в Ле-Мане 1950 года. Следует заметить, что в Ле-Мане победу одержала гоночная версия XK120C, имевшая мотор, серьёзно отличавшийся по конструкции, а основой шасси была пространственная рама, типичная для прототипов тех лет. На следующий год Jaguar праздновал победу в ралли Королевского автомобильного клуба. Впоследствии модель XK120 добивалась еще многих успехов. Норман Девис разработал специальный вариант ХК120 с облегченным кузовом и полукруглым куполом над местом гонщика, что позволило достичь 227 км/ч.

Самой престижной гонкой в те годы, как и сейчас, считался 24-часовой марафон в Ле-Мане. Успех в этой гонке означал возможность получить превосходную рекламу для всех серийных автомобилей марки. Убедившись в спортивных возможностях ХК120, летом 1950 года Лайонс неофициально выставил здесь три серийных машины. В ходе этой гонки один из "ягуаров" долго шел третьим, но за три часа до финиша сошел из-за поломки, остальные заняли двенадцатое и пятнадцатое места соответственно. Разведку признали удачной. В октябре этого года в компании Jaguar Cars родилась заводская спортивная команда, которую возглавил "Лофти" Ингленд. Дизайн машины, по замыслу Лайонса, обязательно должен был перекликаться с внешним видом ХК120.

Времени едва хватило, чтобы построить гоночный автомобиль, первый в истории компании, как раз к Ле-Ману в июне 1951 года. Машину назвали C-type (от слова competition - соревнование). У нее было много общего с ХК120: двигатель, коробка передач, подвеска. Появились такие новшества, как реечное рулевое управление, шасси из стальных трубок и облегченный алюминиевый кузов. Лайонс заявил команду из трех машин. В ходе суточной гонки из-за неполадок сошла с дистанции сначала один из них, потом вторая машина. Но третий C-type, с гонщиками Питером Уокером и Питером Уайтхедом, к огромной радости Лайонса, Ингленда, Хейнеса и многих других, присутствующих на гонке, одержал победу. Это была первая победа британской команды в Ле-Мане после 1935 года.

Единственным недостатком этой машины было то, что тормоза и рулевое управление не соответствовали её высоким скоростным качествам. Но внедрение в 1950-е гг. дисковых тормозов и реечного рулевого механизма устранило эту проблему. Поговаривают, что образцы тормозов был взяты создателями с английских самолетов, которые славились надежностью и высокой отзывчивостью на действия пилота.

Купе Jaguar XK120 1954Количество произведенных Jaguar XK120

JAGUAR XK120 3.4-litre Roadster (alloy) (1948 - 1950) - 240шт
JAGUAR XK120 3.4-litre Roadster (steel) (1950 - 1954) - 3687шт
JAGUAR XK120 3.4-litre Fixed-head Coupe (1951 - 1954) - 1340шт
JAGUAR XK120 3.4-litre Drophead coupe (1953 - 1954) - 883шт
JAGUAR XK120SE 3.4-litre Roadster(1951 - 1954) - 3687шт
JAGUAR XK120SE 3.4-litre Fixed-head Coupe(1951 - 1954) - 1340шт
JAGUAR XK120SE 3.4-litre Drophead coupe (1953 - 1954) - 883шт

Всего с 1948 по 1954 год было построено 12078 единиц, из них 240 с оригинальным, алюминиевым кузовом, теперь эти автомобили особенно ценятся коллекционерами.

В 1954-м XK120 был заменен XK140, оснащённым более мощным (190 л.с.) двигателем, который ранее использовался на специальных версиях 120. Несложно догадаться, что значили цифры 140 в его названии. Правда, почти такой скорости можно было добиться и на первом XK120.

Экстерьер новинки отличался от предшественника лишь рисунком ребер на облицовке радиатора и массивным передним бамперам. На заводе первое время она носила индекс "ХК120 Mk 4". Самым значительным отличием стало перемещение двигателя вперед на 7,5 см - на фирме пренебрегли отрицательным влиянием переноса на развесовку ради увеличения пространства для ног в салоне автомобиля. Была укорочена крышка багажника, увеличены передний и задний бамперы, что стало следствием поставок большинства машин на американский рынок, а также использованы задние фонари и облицовка радиатора больших размеров.

Продолжил дело XK120 D-тип. Он должен был стать принципиально новой машиной, поскольку его кузов представлял собой не рамную конструкцию, а монокок. К магниевой скорлупе крепился трубчатый подрамник, на который, в свою очередь - двигатель, элементы рулевого механизма и передней подвески. Вообще, D-type позаимствовал довольно много "авиационных" решений. Одной из таких авиационных находок стали дисковые тормоза. Впоследствии дисковые тормоза нашли применение и на новой модели серии ХК - 150, появившейся в мае 1957-го. Кроме автомобиля с двигателем от модели 140, мощностью 190 л.с.,можно было заказать и ХК150 Special Equipment с мотором, выдающим 210 л.с. Вместе с запуском родстера XK150 был представлен и "S" вариант с новой головкой блока, доработанной Гарри Веслейком и известной, как "головка с прямыми каналами". Вместе с тремя карбюраторами SU она повысила мощность до 250 л.с. С этим двигателем XK150 разгонялся до 133 миль в час, а 50 миль в час набирал за 7,3 секунды.

В 1957 появились купе и кабриолет под новым названием, годом позже родстер. Это была самая роскошная машина из всех, выпускавшихся с индексом ХК. Округлая решетка радиатора, высокая линия крыльев заметно отличали эту модель. Уже в наше время Пит Дэвис, американец, возглавляющий дизайнеров FIAT, отмечал, что послушные и компактные формы ХК150 более закончены, чем у всех остальных спортивных автомобилей фирмы. Линии ХК150 лишены чрезмерной мускулистости и прочих стилистических преувеличений. Тщательность дорогой отделки подчеркивала направленность модели конкурировать с Mercedes-Benz 300SL и BMW 507, среди прочего предлагался не только радиоприемник, но и встроенный проигрыватель Philips для грампластинок небольшого диаметра. Возросший комфорт и возможность посадить сзади двух детей, правда, очень маленьких, сопровождались увеличением веса, купе ХК150 весил на 130 кг больше, чем ХК120. Неудивительно, что с базовым мотором мощностью 190 л.с. купе разгонялся до 96 км/час только за 11 секунд.

Модель продержалась в производстве до 1960-го года. Уже после этого началась новая эра Jaguar, известного как E-Type, но, на самом деле, являвшемся модификацией уже известного нам красавца под литерами XKE.

Машина, которую создали в Британии, опередила свое время и поэтому признается классикой мирового автомобилестроения. Она первая показала, что конвейер не всесилен и есть люди, которые хотят выделяться из числа других своим автомобилем. XK120 показал, что серийный автомобиль может быть самым быстрым в мире и без эксклюзивных "примочек". А его внешний вид вдохновлял будущих легендарных дизайнеров автомобилей и творцов новой истории. Несмотря на время, его внешний вид остается эталоном.

Jaguar - это вся моя жизнь, - патетически признался сэр Уильям Лайонс в своем последнем интервью. - С самого начала нашей целью было доставить водителю радость. Сейчас я даже острее чувствую, что процесс постройки автомобилей должно быть счастьем, а не рутинной работой.
 


20 января 11, 16:59
   
Загрузка...


Автор комментария*    
Если вы зарегистрированы,
но забыли авторизоваться,
можете ввести свое имя и
пароль
  Ваш логин 
  Пароль 
Заголовок

Текст
Надпись на картинке*Капча
..


 

Jaguar I-Pace назвали автомобилем года
18 апреля 19, 10:26

Что такое Range Rover Velar специальной серии BASE?
9 апреля 19, 11:11

Jaguar подружит автомобили со светофорами
16 ноября 18, 10:50

Jaguar Land Rover справится с укачиванием пассажиров
2 ноября 18, 09:35

Успевайте купить Jaguar подешевле
4 июня 18, 12:07


Аэрография и тюнинг Jaguar F-TYPE – секрет индивидуальности вашего автомобиля
14 сентября 14, 13:45

Jaguar: рожденный ласточкой
29 июня 13, 15:24

Правь, “Британия”, “котами”!
19 февраля 12, 20:21

Выбор бренда: Jaguar сам выбирает тебя
21 июня 11, 12:16

Тест-драйв Jaguar S-TYPE
30 августа 09, 14:00

Видео 

Влево
Автоэлита от 09.02.2016
Автоэлита от 09.02.2016
Тест драйвhttps://youtu.be/NWUbpLms790?list=PL56C7124A8D2A88B9
Автоэлита 02.03.2015
Автоэлита 02.03.2015
Тест-драйв "Тигра"
Автоэлита 23.02.2015
Автоэлита 23.02.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser 70
Автоэлита 16.02.2015
Автоэлита 16.02.2015
Тест-драйв Mitsubishi L200
Автоэлита 09.02.2015
Автоэлита 09.02.2015
Тест-драйв Range Rover Sport
Автоэлита 02.02.2015
Автоэлита 02.02.2015
Тест-драйв Mercedes-Benz GLK 2012 года
Автоэлита 26.01.2015
Автоэлита 26.01.2015
Тест-драйв BMW X6
Автоэлита 19.01.2015
Автоэлита 19.01.2015
Тест-драйв Ford EcoSport
Автоэлита 12.01.2015
Автоэлита 12.01.2015
Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado
Автоэлита 05.01.2015
Автоэлита 05.01.2015
Тест-драйв Nissan Sentra
Вправо

Фотобанк 

Влево
 Renault Logan
Renault Logan
Тест-драйв нового Renault Logan в журнале "АВТОЭЛИТА"
G-Drive Show в Екатеринбурге
G-Drive Show в Екатеринбурге
20 июля в Екатеринбурге состоялось G-Drive Show, организованное сетью АЗС «Газпромнефть» при поддержке Правительства области и Администрации города. Праздник собрал несколько десятков тысяч зрителей.
Top Gear Live Russia 2014
Top Gear Live Russia 2014
Премиальным топливом G-Drive «Газпром нефти» второй год подряд были заправлены все автомобили, участвующие в крупнейшем в мире автомобильном шоу Top Gear Live Джереми Кларксона и Ричарда Хаммонда
Nissan Teana 2013
Nissan Teana 2013
Тест-драйв Nissan Teana с атмосферным двигателем в журнале "АВТОЭЛИТА"
KIA Optima и Юлия Михалкова
KIA Optima и Юлия Михалкова
Соблазнительная, притягательная, прекрасная, обворожительная...И все это можно сказать про обеих участниц нашего звездного тест-драйва
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
День открытых дверей в Автобан-Запад-Плюс
15 февраля в автоцентре Автобан-Запад-Плюс прошел День открытых дверей, посвященный Зимним Играм в Сочи 2014.
Даниил Квят
Даниил Квят
Пилот команды Formula-1 Toro Rosso, чемпион GP3, Даниил Квят
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
Премьера нового Volkswagen Beetle в Автобан-Запад-Плюс
22 ноября состоялась презентация легендарного Volkswagen Beetle в автоцентре Автобан-Запад-Плюс
Вправо

 
© 2010 -2019 "Автоэлита"
Редакция приветствует перепечатку материалов,
при условии размещения гиперссылки на ae96.ru

Rambler's Top100